Материалы к занятиям по дисциплине "проектно-исследовательская деятельность"
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Обновлено 03.11.18.
Образец титульного листа к проекту.pdf
ОБРАЗЕЦ ОГЛАВЛЕНИЯ
Обновлено 10.12.19.
ОБРАЗЦЫ РАЗДЕЛА "ВВЕДЕНИЕ"
Обновлено 09.10.18.
КАК НАПИСАТЬ РАЗДЕЛ "2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ"
Обратите внимание, что в качестве примера дан лишь фрагмент раздела 2.3. При написании данного пункта работы следует рассмотреть ВСЕ результаты опроса, проведенного вами. Не следует полностью копировать текст, данный в примере. Продумайте свой собственный вариант анализа полученных вами данных.
Образец оформления пункта 2.3. Результаты исследования.pdf
ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ
1. Примеры оформления таблиц.docx
2. Примеры оформления диаграмм.docx
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА
Образец №1 оформления презентации проекта.pdf
Пример текста выступления на защите.pdf
КАК НАПИСАТЬ РАЗДЕЛ "2.2. Методика исследования"
Методика отвечает на вопрос: «Как я это получил? На каких испытуемых? В каких условиях?»
В тексте при описании методики необходимо придерживаться следующей схемы (ввести разделы):
- испытуемые (указать пол, возраст, количество, особенности профессии, интересов и др. характеристики, которые могут интересовать нас при проведении исследования);
- используемые методики (перечислить методики, кратко описать методику, обязательно указать литературный источник, описать аппаратуру, если она использовалась);
- процедура эксперимента (условия, время, последовательность применения методик, инструкция испытуемому).
В пункте «Методика исследования» при описании выборки испытуемых желательно разместить таблицу, диаграмму для более наглядного представления характеристики выборки. В квадратных скобках указываются ссылки на номер литературного источника в списке литературы.
Примеры написания пункта 2.2..docx
ОБРАЗЦЫ РАЗДЕЛА "ЗАКЛЮЧЕНИЕ"
Обновлено 28.10.18.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. Подготовка таблиц, схем
При работе с заполнением таблицы используем формализованный конспект, где записи вносятся в заранее подготовленные таблицы. Это удобно при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения данных.
Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных объектов, явлений, процессов и т.д.
Рекомендации студентам по работе с таблицей
1. Определите цель составления таблицы.
2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. Включайте не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Составляя записи в таблице, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
7. Чтобы форма записи отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
8. Отмечайте непонятные места, новые термины, имена, цифры.
9. Старайтесь связать новые знания с уже имеющимися. Делайте
необходимые пометки.
Запись учебного материала в виде таблицы позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.
Рекомендации студентам по составлению схемы:
Этот творческий вид работы был введён в учебную деятельность Шаталовым В. Ф. – известным педагогом-новатором и получил название "опорный сигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.
1. Подберите факты для составления схемы.
2. Выделите среди них основные, обще понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
5. Дайте название выделенным группам.
6. Заполните схему данными.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Мысль сформулирована кратко и чётко, точно отражает суть вопроса, раскрыты отличительные признаки явлений. Выделены ключевые термины. Соблюдается логика построения. Прослеживаются межпредметные связи.
2. Подготовка реферата, сообщения, доклада
Реферат - самостоятельная исследовательская работа студентов для углубленного изучения первоисточников, применения полученных знаний к анализу процессов и явлений общественной жизни, деятельности специалиста-медика. Объем реферата – не менее 10-15 страниц печатного текста.
Структура реферата
- Титульный лист
- Содержание (перечень глав и разделов с указанием страниц)
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
- Приложения
- Список литературы
Этапы работы над рефератом
- Выбор темы - по согласованию с преподавателем
- Подбор литературы: целесообразно использовать три группы источников - государственные (ведомственные издания), справочные издания, журнальные и газетные статьи.
- Изучение литературы: необходимо делать выписки или закладки, которые помогут быстро сориентироваться в подобранном материале.
- Составление плана (простого или развернутого).
- Написание реферата: целесообразней начинать писать реферат с основной части, далее пишется заключение и вступление.
- Оформление приложений: при необходимости громоздкие таблицы, графики, схемы, рисунки оформляются на отдельных листах и помещаются непосредственно после основного текста реферата.
- Оформление библиографического списка в соответствии с современными требованиями.
- Подготовка к защите – докладу
Содержание разделов реферата
Вступление (даётся обоснование темы, раскрывается ее актуальность, определяются задачи реферата).
При написании вступления можно использовать фразы:
- Данная тема является очень актуальной, так как ...
- Данная тема занимает важное место в ...
- Данная тема имеет большое значение для ...
- Понимание данной темы необходимо для ...
- Данная тема широко рассматривается в ...
- Данная тема привлекала внимание многих исследователей ...
- Существуют полярные взгляды на изучение вопросов данной темы...
- В современной литературе на данную тему представлены различные точки зрения...
- В современной литературе подробно рассматривается данная тема...
- Актуальность данной темы подчеркивается...
- Серьезные исследования по данной теме проводятся в ...
- Данная работа посвящена вопросам...
- Задачами данного реферата являются ...
- При рассмотрении данной темы были поставлены следующие задачи...
Основная часть
Раскрываются теоретические проблемы, приводятся факты, примеры. Все используемые термины в реферате необходимо раскрыть, а аббревиатуры расшифровать. При раскрытии отдельных вопросов темы необходимо соблюдать смысловую и логическую последовательность. Материал может излагаться дедуктивным (от общего к частному) и индуктивным способом (от частного к общему).
Каждое утверждение необходимо обосновывать примерами и цитатами из источников, а также делать ссылки на источники.
Заключение
Подводится итог изучения данной темы, делаются обобщения и выводы. Заключение может представлять собой резюме по изученному вопросу, которое акцентирует на важнейших вопросах темы.
При написании заключения можно использовать фразы:
- Итак, в данной работе были раскрыты вопросы ...
- В заключении можно сказать, что данная тема ...
- На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что .. -
- Подводя итог всему вышесказанному, можно придти к выводу ...
- Обобщая сказанное ....
- Из этого следует, что...
- Сущность изложенного материала сводится к следующему
- Можно сказать, что изложенный материал позволит ...
- Можно подвести итог всему вышесказанному...
- Таким образом, освещенный материал..
Оформление библиографических ссылок
Каждая цитата, цифра, за исключением полученных путем вычислений, должны сопровождаться ссылкой на источник. В тексте при обращении к источнику делается ссылка: в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в библиографическом описании, ставится запятая, далее указывается номер страницы. Пример: [5, с. 21].
В конце работы помещается список литературы. Это полные библиографические списки всех источников, использованных при подготовке работы. Список формируется в алфавитном порядке по фамилии автора.
Схема библиографического описания литературного источника предполагает указание следующих сведений:
Фамилия и инициалы автора
Основное заглавие
Сведения об издании
Место издания
Издательство
Дата издания
Объем (сведения о количестве страниц).
Ниже излагаются правила описания наиболее типичных, чаще всего встречающихся литературных источников.
Пример описания отдельной книги:
1. Баскаков М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 64с.
Пример описания статьи из журнала:
8. Греков И.Г. Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности // Медицинская сестра. - 2000 - №1. - С.40 - 41.
Пример ссылки на Интернет-страницы:
23. Бутенко Т.В. Викторина «Моё призвание - медицина» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2008/2009 уч.г. [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.lseptember.ru/ (дата обращения: 01.09.2016)
Оформление текста
Лист формата А4, книжное расположение страниц
Поля: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм
Кегль - 14, Шрифт - Times New Roman обычный
Межстрочный интервал - полуторный
Отступ красной строки - 1,25 см
Отступ до и после абзаца - 0
Выравнивание – двухстороннее (по ширине)
Переносы - не установлены
Нумерация страниц внизу по центру, на первой странице номер не ставится.
Алгоритм действий студента при работе над рефератом
1. Вникните в тему. Определите основные проблемы и выпишите их на отдельный листочек. Сразу подумайте, всё ли вам понятно. Уточните термины, нюансы работы у преподавателя.
2. Найдите источники, где вы собираетесь брать информацию. Возьмите в библиотеке хотя бы 2-3 источника, в Интернете пользуйтесь проверенными сайтами. Сверяйте сведения с печатными материалами.
3. Ограничивайте количество источников, иначе вы можете запутаться в материалах, потратить слишком много сил на их осваивание. Соотносите работу с объёмом реферата, сложностью темы. Достаточно взять пару источников для подготовки сообщения и 5-6 — для реферата.
4. Определите самые важные для раскрытия темы места в материалах, основные моменты. Дополните ими ваш черновик.
5. Оформите реферат в соответствии с правилами.
6. Составьте план доклада. Сделайте маленькую вступительную часть, обозначьте тему, кратко расскажите об источниках информации (назовите их), после основной части перейдите к вашим заключительным выводам.
7. Напишите черновик доклада. Не забывайте о последовательности, логичности изложения.
8. Прочтите текст, подумайте, соответствует ли он теме, исправьте все недочёты, ошибки.
9. Сделайте два варианта доклада: чистовой вариант и речь, представляющую собой сокращённую версию доклада.
10.Прочтите речь, доклад, проверьте на наличие ошибок.
11.Прорепетируйте защиту доклада, прочтите речь вслух два раза. Оптимальная длительность доклада - 5-6 минут.
12.Оформление
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1. Соответствие теме
2. Актуальность темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Связь с учебным процессом и практической деятельностью
5. Соответствие иллюстративного материала содержанию
6. Описательно-информационный стиль реферата
7. Логичность построения и изложения содержания композиционных частей реферата
8. Научность языка изложения, использование и раскрытие специальной терминологии
9. Использование современной литературы
10.Соблюдение требований к оформлению реферата, библиографического аппарата и цитат
11. Соблюдение принципов реферирования
12.Понимание и свободное владение материалом реферата
3. Составление кроссворда
Наблюдения показали, что решающих кроссворды можно разделить на две категории. Одним нравятся задания с редкими, новыми для них словами; они считают, что кроссворд должен быть, прежде всего, познавательным и готовы перерыть десятки справочников, чтобы найти ответы. Для них кроссворд тем интереснее, чем больше нового они узнают.
Другие (их гораздо больше, чем первых) любят задания, выполняемые по памяти; они считают, что в силу своей специфики кроссворд не предназначен для получения новых системных знаний (это делается с помощью учебной и научно-популярной литературы); поэтому кроссворд принципиально не должен «спрашивать» о том, что не было известно ранее. По их мнению, главная функция этой игры — дать возможность вспомнить знакомые, но забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект.
Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела программы, обычно состоят из 25—35 слов, а итоговые — из 35—50 слов.
Как правило, все учебные кроссворды решаются по памяти.
Рекомендации студентам по составлению кроссвордов
Для начала нам необходимо составить вопросы и правильно их сформулировать. Вспоминаем те вопросы, которые задавались преподавателем при изучении материала темы и его обобщении или даны в учебнике. Даём ответы. Выписываем их. Помните, что ответы должны состоять из одного слова без наличия в нём дефиса и других знаков, в именительном падеже.
Находим понятия и термины по изучаемой теме, а также подбираем понятия и термины, связанные с изучаемым материалом. Ставим к ним вопросы. Выписываем их. Алгоритм создания кроссворда:
1. Вставить в документ Word таблицу, в которой количество строк и столбцов соответствует максимальному количеству клеток подготовленного на бумаге кроссворда по горизонтали и по вертикали.
2. Выделив эту таблицу, установить ширину столбцов и высоту строк таким образом, чтобы ячейки получились квадратными.
3. Выбрать пункт меню Таблица, установить флажок Отображать сетку. Убрать оформление ячеек таблицы командой Формат, Границы и заливка, Нет.
4. Выделить блок ячеек под первое слово по горизонтали. Оформить ячейки с помощью команд Формат, Границы и заливка, Все.
5. Повторить эти же действия для всех остальных слов по горизонтали и для всех слов по вертикали.
6. Выделить полученную сетку кроссворда, установить тип шрифта и расположение символов в ячейках. Проставить цифры в нужных ячейках.
7. Записать вопросы кроссворда. При этом можно использовать команду Окно, Разделить.
8. При оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур. При этом несколько свободных смежных ячеек надо объединить в одну, а затем вставить рисунок или символ.
Итак, составленный кроссворд должен быть оформлен так:
- титульный лист,
сетка кроссворда и перечень вопросов под соответствующими номерами, распределенные по горизонтали и по вертикали, отдельно разместить ответы в соответствии с номерами вопросов.
Критерии оценки составленного кроссворда:
1. Количественный (по разделу программы - 25—35 слов, итоговый кроссворд по курсу — из 35—50 слов).
2. Качественный (смысловое значение, характер мыслительных операций).
3. Сложность построения кроссворда.
4. Изготовление памятки
Понятие и виды памяток
Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».
В современном понятии памятка — это средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции.
Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.
Важный аспект памятки о здоровье — побуждение населения к определенным действиям, направленным на профилактику заболеваний, и формирование сознательной установки на здоровый образа жизни. Памятка может включать в себя:
- факты по проблеме,
- советы,
- алгоритм действий в определенных случаях,
- информацию об адресах и телефонах специализированных лечебно-профилактических и других учреждений и т.п.
Используются памятки в ситуациях, когда нет возможности непосредственного общения с аудиторией, и как дополнение к общению.
По сравнению с другими средствами пропаганды здорового образа жизни памятки имеют ряд преимуществ, а именно: воздействуют на конкретные группы людей, определенную аудиторию, что дает наибольший эффект; дешевы и просты в изготовлении и распространении.
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:
1. Памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта, гипертонического криза и т.п.).
2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий, шагов (пример: измерение АД, подсчет индекса массы тела, количества хлебных единиц в продуктах и т.п.)
3. Памятка-совет, рекомендация. В ней целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, как сознательно ограничить употребление алкогольных напитков или снизить потребление соли; способы быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и т.п.).
4. Памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях.
5. Памятка-стимул, целью которой является стимулирование человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например, сопоставление жизни с наркотиками и без них).
6. Памятка «вопрос-ответ».
Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от целеполагания, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателей данной памятки.
Рекомендации по составлению памяток
1. Разрабатывая информационное сообщение, всегда опирайтесь на вопросы:
- чего мы хотим добиться?
- что люди должны понять в результате?
- какие действия они должны предпринять?
2. Четко следуйте цели. Не включайте в памятку материал, не относящийся к теме: он только отвлечет от основной идеи вашего сообщения. Следует помнить, что небольшой объем информации не позволяет в тексте одной памятки затрагивать слишком много аспектов проблемы. Целесообразнее выделить лишь один из них и именно ему посвятить содержание памятки.
3. Особое внимание уделяйте правильно составленному и рационально размещенному тексту. Текст памятки должен быть написан живым, ясным, доступным неспециалисту языком; предложения - краткими, набранными небольшими блоками; шрифт - простым, легко читаемым. Крупный шрифт облегчает прочтение материала людьми пожилого возраста. Ни в коем случае нельзя набирать текст декоративным, трудноразличимым шрифтом. Иллюстрации, ключевые слова, тематические строки информационного сообщения должны быть простыми и ясными. Все незнакомые специальные термины лучше объяснять. Текст нужно представить на проверку нескольким читателям, чтобы убедиться, что он не содержит двусмысленных фраз.
4. Очень важно выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой текст будет восприниматься лучшим образом. Для облегчения восприятия материала используйте не слишком сложное оформление. Цвет может служить для выделения наиболее важной информации. Выбирайте его осторожно, поскольку разные цвета вызывают разные эмоции, могут ассоциироваться с определенными идеями, образами.
5. Проверяйте грамотность текста будущей памятки, т.к. грамматическая ошибка или стилистическая неточность могут вызвать недоверие к материалу.
6. Иллюстрация в памятке всегда привлекает внимание. Могут использоваться фотографии, рисунки, диаграммы и т. п. Используемые зрительные образы должны обладать определенной силой воздействия.
7. Структурно текст памятки обычно представляет следующие блоки:
- заголовок (должен быть точным, кратким, набираться большими буквами; его цель — привлечь внимание); здесь же может быть указание, кому предназначена памятка (для населения, для подростков, для родителей и т. д.);
- ведущий абзац (заставляет читать текст дальше, интригует);
- средний абзац (развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы);
- заключительный абзац (дает понять, какое действие от читателя желательно).
8. Материал памятки подбирается с расчетом на конкретную аудиторию. Внимание к той или иной информации зависит от того, насколько значимые сведения она содержит для определенной группы людей. И,
например, памятка, призывающая подростков не употреблять наркотики, должна отличаться от памятки, обращенной по этой же проблеме к их родителям.
9. Идейное содержание материалов памятки не должно вызывать у людей страха и отрицательных эмоций. При составлении памяток для детско-подростковой аудитории крайне важным является принцип преимущественного
позитива в изложении материала. Надо показать подростку не то, как плохо курить, а как хорошо быть здоровым и не курить; раскрыть преимущества жизни, свободной от никотина.
10. Необходимо осуществлять четкий, жесткий контроль также за тиражированием и распространением памяток. Ибо то отрицательное воздействие, которое способна принести непроверенная информация или
информация, поданная не с тем акцентом и не той группе пользователей, способна повлечь за собой нарушение одного из краеугольных принципов профилактики и всей медицины в целом – принципа «Не навреди!».
В конце или в начале памятки обязательны выходные данные: указание на ее разработчиков.
11. Убедительность материалов памятки зависит не от длинного перечня правил, советов, запретов и рекомендаций, не от сухой назидательности, а от того, насколько интересен и несложен текст. Можно «оживить» его, используя афоризм, четверостишие, расчет суточного рациона здорового питания и даже рецепт блюда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
- соответствие содержания объявленной тематике;
- направленность текста на диферренцированную аудиторию;
- наличие конкретных профилактических советов и рекомендаций;
- лаконичность, научность и доступность;
- использование местного материала;
- соответствие изобразительного оформления теме и особенностям восприятия целевой аудитории.
5. Подбор иллюстративного материала
Иллюстративный материал по теме может содержать фрагменты из фильмов, отрывки из литературных произведений, репродукции картин художников, фотографии, случаи из практической деятельности, описанные в специальной литературе и тому подобные материалы. Задача иллюстративного материала – создать зрительный образ, оживить примером теоретическую информацию по теме.
Оформление иллюстративного материала
1 способ: дается пример, а затем производится его анализ согласно теоретическому материалу.
2 способ: по ходу поэтапного изложения теории даются иллюстрирующие её примеры.
Работа оформляется письменно (титульный лист, текст, вопросы, список источников, приложения - репродукции картин, фотографии и т.д.). Фрагменты из фильмов помещаются на электронный носитель. Не следует копировать фильм целиком, нужно вырезать конкретный фрагмент. Каждый фрагмент необходимо озаглавить, в тексте сделать на него ссылку.
Каждая иллюстрация должна содержать выходные данные: сведения об авторе, назывании, месте издания (для книг), годе создания (для картин, фильмов).
Необходимо снабдить свою работу вопросами по изучаемой теме.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
- качество иллюстративного материала и его соответствие теоретическому содержанию;
- качество проведенного анализа ситуации;
- качество вопросов к материалу;
- правильность оформления.
6. Как подготовить и оформить санитарный бюллетень
Понятие и виды
Санитарный бюллетень можно определить как иллюстрированную тематическую стенную газету. Он может выпускаться в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях и т.д. Авторами санитарного бюллетеня являются медицинские работники. Санитарный бюллетень бывает типовым (разработанным по образцу) и оригинальным (единственным).
Правильно разработанный и оформленный санитарный бюллетень эффективное средство пропаганды медицинских и гигиенических знаний.
Выбор темы
Санитарный бюллетень должен иметь профилактическую направленность, т.е. содержать информацию не столько о заболеваниях и их лечении, сколько о профилактике и принципах здорового образа жизни. Лишь в случаях вспышек какого-либо инфекционного заболевания можно подготовить бюллетени о предупреждении распространения инфекции. Таким образом, тематика санитарного бюллетеня должна быть актуальной, в соответствии с задачами, стоящими перед здравоохранением, а также с учетом сезонности и эпидемиологической обстановки на данной конкретной территории.
Содержание, как правило, строится на основе местных материалов и примеров, но иногда авторы санбюллетеня могут пользоваться готовыми текстами из газет, журналов и т.п.
Содержание и композиция
Вся содержательная часть санитарного бюллетеня должна иметь познавательное и воспитательное значение. Следовательно, прежде чем приступить к его выпуску, необходимо подумать, кому он адресован, кто и где его будет читать.
Санитарный бюллетень состоит из текста и изобразительных элементов, причём текстовая часть преобладает. Возможен санитарный бюллетень, состоящий только из одного текста, но ни в коем случае - из одного рисунка или иллюстраций с коротким разъясняющим текстом. Это уже не санитарный бюллетень, а плакат. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок. Каждая статья должна иметь свой цветной подзаголовок и выделяться абзацами. Если на листе один большой текст, то он обязательно разбивается на фрагменты, каждый из которых должен быть озаглавлен соответственно содержанию.
Количество текста всегда следует ограничивать, избегать надписей и комментариев, не несущих информационной нагрузки.
Содержательная часть санитарного бюллетеня состоит из введения, основной части и заключения. Введение, или передовая статья, вводят в проблему и объясняют выбор и актуальность данной темы. Введение не имеет названия или подзаголовка.
Изложение основной части может быть в виде информации, статьи, рассказа, очерка, интервью, открытого письма, а также в виде вопросов и ответов, причем каждый вопрос и каждый ответ должен иметь подпись читателя и врача (соответственно). Основная часть может также состоять из нескольких сообщений, информации или коротких зарисовок. Каждая из них должна иметь подзаголовок. В основной части раскрывается суть проблемы. В текстах можно использовать лозунги, призывы, поговорки, пословицы.
Содержание санбюллетеня не должно провоцировать человека на самолечение, поэтому вопросы клиники подробно не излагаются, а вопросы лечения исключаются полностью. Больному необходимо знать лишь первые признаки заболевания, чтобы он смог обратиться за квалифицированной медицинской помощью.
Меры профилактики, рекомендации должны быть изложены четко и конкретно. Заканчиваться содержание санитарного бюллетеня должно выводом, формирующим мотивацию читателя к определенным немедленным действиям по сохранению своего здоровья.
Текст санитарного бюллетеня должен быть доходчивым (с учётом интересов и образовательного уровня читателей) и не слишком пространным, так как это затрудняет его усвоение. Следует избегать длинных, трудночитаемых предложений, а также слэнга и непонятной медицинской терминологии.
Следует знать, что текст, заключенный в квадрат или круг, привлекает внимание в первую очередь и вызывает больше доверия. Текст не должен идти поверх иллюстрации.
Художественное оформление
Изобразительная часть, которая иллюстрирует текстовую и может состоять из рисунков, фотографий, схем, аппликаций готовых санитарно-просветительных материалов, занимает в санитарном бюллетене центральное место. Изобразительные элементы должны формировать зрительное пятно, то есть точку, привлекающую к себе взгляд читателя в первую очередь. Однако художественное оформление не должно быть громоздким. Если рисунков или фотографий слишком много и все они пестрые и многоцветные, то внимание читателя рассеивается, ему трудно сосредоточиться. Оптимальное соотношение изобразительных элементов и текста - примерно 2:3.
Необходимо наличие смысловой связи между текстом и изображением. Рисунок может быть один или несколько, но один из них, основной, должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание. Иллюстрации просто для украшения в санитарном бюллетене не нужны.
Санитарный бюллетень – это единство текста и рисунка: они должны пояснять, дополнять друг друга, но не дублировать. Например, в санитарном бюллетене, посвященном профилактике табакокурения, можно нарисовать контур человека - с точками, обозначающими расположение органов, поражаемых табачным дымом. А в самом тексте об этом ничего не писать.
Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать санитарный бюллетень, он должен "дышать", т.е. должно оставаться свободное пространство, иначе текст будет трудно читаться. Заполнять свободные зоны эмблемой Красного Креста, чашей со змеей, различными логотипами, смайликами и т.п. не рекомендуется. В то же время нельзя допускать, чтобы в санитарном бюллетене оставалось слишком много пустого пространства -нужна разумная мера его заполнения. Все элементы композиции следует размещать так, чтобы выделить смысловой центр и создать ощущение уравновешенности и гармонии.
Название
Чтобы санитарный бюллетень привлекал внимание, название лучше подобрать короткое, яркое, интригующее и не запугивающее. Оно должно выделяться крупным шрифтом и отражать его содержание. Желательно при этом не использовать название заболеваний. Например, вместо скучного «Профилактика дизентерии» лучше написать «Болезнь грязных рук», а вместо "Профилактика глазного травматизма" можно дать название "Береги глаз, как алмаз" и т.д.
Слово «санитарный бюллетень» большими буквами на газете не пишется. Его пишут обычно мелким шрифтом в правом нижнем углу газеты, где указываются выходные данные: город, наименование учреждения, дата выпуска, фамилии, имя и отчество (полностью!) и должности лиц, выпустивших санитарный бюллетень.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Соответствие содержания заявленной теме, актуальность темы. Оформление в соответствии с требованиями. Мотивирующее воздействие на аудиторию.
Полезная информация: http://mednet.ru/
7. Рекомендации по созданию презентации
Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый). На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Содержание информации. Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице. Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты. Для заголовков - не менее 24. Для информации - не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных букв).
Следует использовать: рамки, границы, заливку; разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Соответствие оформления работы требованиям.
Уровень владения материалом, наглядность, последовательность и четкость изложения.
Доступность для понимания. Оригинальность представления материала. Мотивирующее значение презентации.
Использование известных результатов и научных фактов в работе. Знакомство с современным состоянием проблемы.
Создание и использование автором своих таблиц, рисунков, анимационных эффектов, видео- и аудио роликов. Общее впечатление о презентации.
8. Рекомендации по созданию глоссария
Работа над составлением глоссария (словаря терминов) помогает систематизировать и закрепить знания по теме.
Алгоритм работы над составлением глоссария
1. Изучите заданный теоретический материал по учебнику.
2. Внимательно прочитайте текст лекции.
3. Продумайте и выберите из текстового материала наиболее важные на ваш взгляд, термины и определения.
4. Определения терминов должны быть точными, краткими, лёгким для понимания, доступными для запоминания.
5. При выборе терминов не применяйте малопонятные, редко употребляемые слова, затрудняющие восприятие и запоминание.
6. Необходимо составить список минимум из 10 определений.
7. Словарь терминов по теме необходимо правильно оформить, грамотно, аккуратно, желательно в печатной форме на листе формата А4.
8. Сдайте работу преподавателю в указанные сроки.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
- «отлично» - словарь терминов составлен в соответствии с рекомендациями (печатная форма А4, четко, аккуратно, термины даны правильно, не менее 10), глоссарий сдан в установленные сроки;
- «хорошо» - словарь терминов составлен с небольшими неточностями, работа сдана в срок;
- «удовлетворительно» - при составлении словаря терминов допущены ошибки, есть несоответствие при оформлении глоссария, работа сдана не в установленные сроки;
- «неудовлетворительно» - при составлении глоссария допущены грубые ошибки, оформление не соответствует требованиям, работа сдана не в срок либо совсем не сдана.